- антропогенез
- АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthropos — человек и genesis — возникновение, рождение) — процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка. Основоположником современной научной, так называемой симиальной (от лат. simia — обезъяна) теории антропогенеза является Ч. Дарвин, который впервые обстоятельно и всесторонне обосновал ее в своей работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Исследования в области А., интенсивно проводившиеся в течение всего 20 в., испытывали определяющее влияние эволюционных идей Ч. Дарвина, хотя противников у этих идей было (и остается) более чем достаточно. Эти исследования идут по трем главным направлениям: 1) уточнение филогении современного человека, точек ветвления различных антропоидных линий на общей гео- и палеохронологической шкале, уточнение недостающих звеньев внутри линии гоминид, выделение основных стадий в становлении человека современного типа; 2) выявление биологических предпосылок и эволюционно-генетических механизмов трансформации морфофункциональной организации животных (обезъяноподобных) предков человека в направлении, обеспечившем предку современного человека прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных «орудий труда», развитие речи и мышления, сложных форм поведения, в том числе трудовой деятельности, социальной организации и др.; 3) выработка общей теории происхождения человека, или антропогенеза, как сложного, комплексного процесса, осуществлявшегося на основе тесного взаимодействия природных (в том числе и космических) и социальных факторов. Самые последние данные и находки антропологов и палеонтологов в конце 20 — начале 21 вв. внесли крайне важные и, возможно, окончательные штрихи в ту общую картину эволюционного древа человечества, которая прямо происходит из дарвиновской симиальной теории А. Что касается общей теории А., то ее основу в течение всего 20 в. составляла идея труда, трудовой деятельности как ведущего фактора исторического (филогенетического) становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главные изменения, которые она претерпела, — это переход от прямолинейного механистического понимания орудийной деятельности в качестве непосредственной детерминанты развития человеческих черт и способностей у гоминоидных предков человека к пониманию ее как одного из элементов целого комплекса детерминирующих факторов антропосоциогенеза, среди которых важнейшими являются такие, как речь, сознание, религия, нравственность и др. Для эпистемологии наиболее важный аспект теории антропогенеза — вопрос о формировании человеческого сознания, о его связи с языком, с трудовой и ритуальной деятельностью, с групповыми способами поведения. Сегодня этот процесс рассматривается как единое целое — антропосоциогенез, и в нем обнаруживаются истоки современных познавательных способностей и когнитивных стереотипов.В.Г. Борзенков
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.